Основные мотивы украинского народного орнамента

Орнаментальные мотивы Украинский вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.

На протяжении многовековой истории искусства вышивания прямое, непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Однако, хотя орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, возможно, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.

По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

Геометрические орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, каракули, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывались в эти символы раньше. Сегодня на основе их в народной вышивке широко используются такие мотивы, как "бараньи рога", "кучера", "кудрявцы", "гребешочки" и другие. В орнаменте подольских вышивок встречается мотив "каракули", или "безконечника", который известен еще со времен трипольской культуры, то есть значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Зигзагообразный меандровий орнамент встречается в вышивках западных районов Подолья. К этому виду орнаментальных мотивов принадлежат "хвощ" и "перерва", получившие распространение в южных и западных районах Подолья. Известный образу "рожи" (звезды, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца.

В основе растительного орнамента лежит стремление перенести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих форм в природе. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как "виноград", "хмель", "дубовые листья", "барвинок" и др. Некоторые из них несут на себе отпечаток древних символических представлений народа. Так, мотив "барвинку" является символом немеркнущей жизни, узор "яблочный круг", разделения на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете - символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ "дерево жизни", который в основном изображается стилизовано в форме листьев или веток.

В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушка; из птиц - петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых - муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразным, свойственным именно этой вышивальщицы, изображением, в котором отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных часто причудливых сплетениях (однако из сохранением традиционной требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, карповая чешуя, бараньи рога и др.

Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые "техники", которых известно на Украине около ста. Отдельные вышивальные швы характерны только для тех или иных этнографических районов Украины, а дру встречаются также в белорусских и российско вышивках.

Рубашки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитками, изредка красными и серыми. Манишка белых рубашек в старых образцах разукрашивалась белым узором, который выполнялся гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания - стебнивка, крестик, шов "позади иглы".

Техника вышивания Харьковской области имеет много общего с установлением формами вышивки центральных областей Украины, но ей присущи и вполне своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестик или крестиком. Эти орнаменты основном вышивают грубой нитью, благодаря чему узоры создают впечатление рельефных.

Вышивки Полесья простые и четкие по композиции. Ромболаманая линия геометрического мотива повторяется несколько раз. Вышивка красной нитью по бело-серому фону льняного полотна графически четкая.

Своеобразной вышивкой издавна известна Волынь. Узоры геометрические, очень четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером фоне полотна. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Поражает колоритность орнамента.

Для Черниговщины характерные белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитке или из вкраплением красного и черного. Набирування очень мелкими смежными стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерное для Черниговский рубашек.

Вышивкам Киевщины свойственный растительно-геометризируемый орнамент из стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок - белый, кораллово-красный, оттененный черным. Рубашки украшаются гладью, занизуванням, набирування и хрестиком.

В южных районах Украины техника вышивания имеет много общего с вышивкой центральных областей, но ей присущи и вполне своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестик или крестиком.

Подольские вышивки выделяются среди богатого художественного наследия вышивок всей Украины своим колоритом и орнаментикой, сложной техникой исполнения.

Для подольских рубашек характерна красочность и разнообразие швов. Наиболее типичным является змережування "пауками", которым примереживают уставки на рукава, клинья. Используется и цветная сетка - "шабак". В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет - черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые рубашки, значительно реже - двух - и триколирини.

На юге Тернопольщины типичной является вышивка шерстяными нитками с сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитями, обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки к краю рукава.

Богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, стебнивка, настилування, верхоплут, зерновой вывод, вырезание; виды черных, белых и цветных сетках. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные - штапивка, стебнивка, контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.

Своеобразным центром художественного вышивания на Подолье является село Клембовка. Клембивчанкы одни из первых на Украине получили звание мастеров народного творчества. Их художественные изделия известны во всем мире, они экспонируются на различных выставках и международных ярмарках, неоднократно им была присуждена золотые медали.

При вышивании на Подолье не пользовались никакими вспомогательными средствами - такими, как тамбур, канва, пяльцы, также не делали рисунков на ткани, а кроме нити иглой, делали крестики согласно узору, который хотели вышить.

Вышиванием занимались в свободное от полевых и других хозяйственных работ время. Вышивали исключительно для своих собственных нужд. Заказ со стороны не принимались, изделия не продавались на базарах ...

Орнамент подолян геометрический, густой, очень разный по сложным комбинациям коренных, то связанных, то самостоятельных фигур. Встречаются иногда полосы вышивок в виде двух рядов, расположенных в шахматной последовательности, квадратов с очень сложным узором внутри. Такие вышивки можно встретить на рукавах женских рубашек. На полотенцах окраски вышивания ярче и рисунок делается больше.

Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнаментальных композиций и неповторимостью цветов.

В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометрический, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость.

На Буковине кроме растительных и геометрических мотивов используются зооморфные, что вышиваются только гладью (белой), мелким крестиком, крученым швом. Вышивальный материал - бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блестки.

Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, разнообразием композиций, богатством цветных соединений, в основном красного с желтым и зеленым, причем красный цвет доминирует. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск.

Для вышивок Закарпатья характерным является мотив "каракуля" в различных техниках исполнения. Цветовая гамма вышивок широкая: красный сочетается с черным (при этом выделяется один цвет - черный или красный), используются как белые, так и многоцветные орнаменты.


Возврат к списку